fbpx
Язык сайта —
  • Русский
  • English

Сертификация предприятий на соответствие требованиям международного стандарта ISO/TS 22163 в Системе добровольной сертификации Объединения производителей железнодорожной техники (СДС ОПЖТ)

Сертификация предприятий на соответствие требованиям международного стандарта ISO/TS 22163 в Системе добровольной сертификации Объединения производителей железнодорожной техники (СДС ОПЖТ)

Мы подготовили для читателей интервью с Екатериной Бочкаревой, кандидатом экономических наук, директором отраслевых программ оценки соответствия, руководителем программы оценки соответствия железнодорожной отрасли Русского Регистра. На повестке дня очень интересный вопрос, волнующий сейчас многие компании железнодорожной отрасли, о сертификации предприятий на соответствие требованиям международного стандарта ISO/TS 22163 в Системе добровольной сертификации Объединения производителей железнодорожной техники (СДС ОПЖТ).

Не секрет, что под влиянием определенных событий была приостановлена деятельность IRIS в РФ и многие сертифицированные по этой программе предприятия столкнулись с проблемами прохождения аудитов и подтверждения действия имеющихся сертификатов. Можете рассказать об этом подробнее?

В России в течение последних 14 лет при поддержке ОАО «РЖД» и Объединения производителей железнодорожной техники проводился комплекс работ по поддержке внедрения и сертификации систем менеджмента предприятий железнодорожной отрасли в системе IRIS Certification®. Эта работа привела к повышению качества и безопасности продукции и услуг на предприятиях отрасли.

К сожалению, 3 марта без предварительных переговоров и уведомлений был закрыт доступ к базе данных сертифицированных компаний с территории РФ и Республики Беларусь, было приостановлено членство ОАО «РЖД» в Международном совете по качеству в железнодорожной отрасли (IRQB).

Какие появились риски при прекращении работы по этому направлению?

Отказ от соответствия требованиям стандартов в области систем менеджмента может стать источником рисков в области стратегического управления, соблюдения технологических процессов, производственной культуры, выбора поставщиков, качества комплектующих изделий.

Кроме того, наличие сертификата соответствия системы менеджмента является одним из критериев при участии в тендерах. Приостановка сертификатов, при условии, что предприятие соответствует всем заявленным требованиям, создает трудности с выбором поставщиков в ходе тендера.

Какие действия были предприняты для преодоления этих сложностей?

В процессе ряда встреч и переговоров с представителями ОАО «РЖД» и ОПЖТ сложилось общее понимание о значимости поддержания систем менеджмента на предприятиях железнодорожной отрасли.

С одной стороны, ОАО «РЖД» заинтересовано в сохранении выстроенного и уже ставшего привычным инструмента взаимодействия с предприятиями железнодорожной отрасли. Он направлен на повышение качества и безопасности ж/д продукции и уже успел зарекомендовать себя.

С другой стороны, необходимо адекватно реагировать на риски, влияющие на устойчивость цепи поставок, обеспечивая ее автономность и независимость от внешних факторов. Было принято решение о переходе работ в рамки национальной системы оценки соответствия. В результате, 7 апреля 2022 года в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были зарегистрированы соответствующие изменения в Системе добровольной сертификации ОПЖТ.

В настоящее время уже проведена большая работа по созданию нормативной базы системы: актуализирована документация системы, разработаны правила по сертификации систем менеджмента, формы отчетности.

Национальная система учитывает специфику отечественных предприятий. Например, при проведении аудита информация о мероприятиях по сокращению количества отказов и их результативности проверяется с учетом данных, получаемых в системе КАС АНТ – это комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности.

Чем будет регламентирована необходимость внедрения и сертификации этой системы?

Прежде всего, требованиями заказчика. В закупочных процедурах ОАО «РЖД» предприятиям ‒ участникам конкурса начисляется максимальное количество баллов за наличие системы менеджмента качества, сертифицированной в соответствии с требованиями стандарта ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ.

На соответствие требованиям каких документов будет проводиться сертификация в данной системе?

СДС ОПЖТ включает в себя требования стандарта ISO/TS 22163, разработанного на основе стандарта ISO 9001 и дополнительных требований, применимых в железнодорожной отрасли, и П СДС ОПЖТ 0.5.0-2022 «Правила сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 22163 в рамках СДС ОПЖТ».

Правила регламентируют процесс сертификации и требования, которые должны соблюдать компании. В правилах подробно описана методология оценки, позволяющая определить уровень соответствия организации требованиям стандарта, а также дополнительные требования, например, перечень документации, которая должна направляться перед аудитом, сроки ее предоставления, правила расчета продолжительности аудита и многое другое.

Какие компании могут сертифицироваться в СДС ОПЖТ?

Организации, которые осуществляют проектирование, разработку или изготовление, а также техническое обслуживание и ремонт продукции для железнодорожного и рельсового транспорта и его компонентов или элементов инфраструктуры.

Это широкий перечень предприятий, от системных интеграторов и производителей железнодорожной техники до производителей комплектующих изделий первого, второго и третьего уровней.

Данный стандарт распространяется и на городской рельсовый транспорт, т. е. производители трамваев, электричек и метрополитенов и комплектующих к ним также могут сертифицироваться на соответствие требованиям этого стандарта.

Как осуществляется переход предприятий в национальную систему?

Переход сертифицированных предприятий проходит в плановом порядке.

Все аудиты проводятся по графику в согласованные сроки. По результатам успешного аудита, аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат соответствия СДС ОПЖТ.

Екатерина, расскажите, каковы преимущества сертификации в национальной системе сертификации, в нашем случае в СДС ОПЖТ?

СДС ОПЖТ обеспечит повышение качества выпускаемой продукции железнодорожной отрасли, снизит риски информационной безопасности предприятий, защитит от непреднамеренного отключения от системы.

Действие системы расширено и распространяется на весь железнодорожный и рельсовый транспорт, сервис и эксплуатацию.

Сохраняется подход к постоянному совершенствованию системы менеджмента через уровни показателей качества, которые присваиваются по результатам оценки с помощью специально адаптированных чек-листа и анализа результативности основных процессов с помощью балльной оценки.

Система соответствия основана на трех столпах: оценка выполнения установленных требований, восприятие потребителем и оценка результативности процессов.

Как происходит расчет продолжительности аудита и когда предприятиям лучше начать планировать проведение проверки?

Процедура сертификации основана на едином международном подходе, заложенном в стандарте ISO/IEC 17021 и в правилах сертификации СДС ОПЖТ.

Расчет аудито-дней зависит от нескольких показателей, таких как численность, размер предприятия, количество площадок.

Предприятиям рекомендуется планировать прохождение аудита заранее и учитывать, что информация о функционировании системы менеджмента должна быть доступна минимум за 6 месяцев до начала сертификационного цикла.

Хочу подчеркнуть, что расчет времени, указанный в правилах, является минимальным. Оно может увеличиться, например, если предприятие несвоевременно (менее чем за 30 дней до аудита) предоставило комплект документов для подготовки к аудиту или руководство предприятия хочет получить больше добавленной ценности от процесса аудита.

Что из себя представляет сертификационный цикл?

Сертификационный цикл начинается в последний день сертификационного аудита, который называется «контрольная дата» и составляет три года. 

Первоначальная сертификация состоит из анализа готовности и сертификационного аудита, за ними следуют ежегодные надзорные аудиты.

Не позднее 12 месяцев от контрольной даты должен быть успешно окончен первый надзорный аудит, не позднее 24 месяцев – второй надзорный аудит и не позднее 36 месяцев – ресертификационный аудит. Затем начинается новый сертификационный цикл.

Пресс-центр «Русского Регистра»
Пресс-центр Русского Регистра
Другие интервью
Контактная информация

Ассоциация по сертификации «Русский Регистр»

Оглавление