Директор отраслевых программ оценки соответствия Русского Регистра, кандидат экономических наук.
Мы подготовили для читателей интервью с Екатериной Бочкаревой, кандидатом экономических наук, директором отраслевых программ оценки соответствия, руководителем программы оценки соответствия железнодорожной отрасли Русского Регистра. На повестке дня очень интересный вопрос, волнующий сейчас многие компании железнодорожной отрасли, о сертификации предприятий на соответствие требованиям международного стандарта ISO/TS 22163 в Системе добровольной сертификации Объединения производителей железнодорожной техники (СДС ОПЖТ).
В России в течение последних 14 лет при поддержке ОАО «РЖД» и Объединения производителей железнодорожной техники проводился комплекс работ по поддержке внедрения и сертификации систем менеджмента предприятий железнодорожной отрасли в системе IRIS Certification®. Эта работа привела к повышению качества и безопасности продукции и услуг на предприятиях отрасли.
К сожалению, 3 марта без предварительных переговоров и уведомлений был закрыт доступ к базе данных сертифицированных компаний с территории РФ и Республики Беларусь, было приостановлено членство ОАО «РЖД» в Международном совете по качеству в железнодорожной отрасли (IRQB).
Отказ от соответствия требованиям стандартов в области систем менеджмента может стать источником рисков в области стратегического управления, соблюдения технологических процессов, производственной культуры, выбора поставщиков, качества комплектующих изделий.
Кроме того, наличие сертификата соответствия системы менеджмента является одним из критериев при участии в тендерах. Приостановка сертификатов, при условии, что предприятие соответствует всем заявленным требованиям, создает трудности с выбором поставщиков в ходе тендера.
В процессе ряда встреч и переговоров с представителями ОАО «РЖД» и ОПЖТ сложилось общее понимание о значимости поддержания систем менеджмента на предприятиях железнодорожной отрасли.
С одной стороны, ОАО «РЖД» заинтересовано в сохранении выстроенного и уже ставшего привычным инструмента взаимодействия с предприятиями железнодорожной отрасли. Он направлен на повышение качества и безопасности ж/д продукции и уже успел зарекомендовать себя.
С другой стороны, необходимо адекватно реагировать на риски, влияющие на устойчивость цепи поставок, обеспечивая ее автономность и независимость от внешних факторов. Было принято решение о переходе работ в рамки национальной системы оценки соответствия. В результате, 7 апреля 2022 года в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) были зарегистрированы соответствующие изменения в Системе добровольной сертификации ОПЖТ.
В настоящее время уже проведена большая работа по созданию нормативной базы системы: актуализирована документация системы, разработаны правила по сертификации систем менеджмента, формы отчетности.
Национальная система учитывает специфику отечественных предприятий. Например, при проведении аудита информация о мероприятиях по сокращению количества отказов и их результативности проверяется с учетом данных, получаемых в системе КАС АНТ – это комплексная автоматизированная система учета, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надежности.
Прежде всего, требованиями заказчика. В закупочных процедурах ОАО «РЖД» предприятиям ‒ участникам конкурса начисляется максимальное количество баллов за наличие системы менеджмента качества, сертифицированной в соответствии с требованиями стандарта ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ.
СДС ОПЖТ включает в себя требования стандарта ISO/TS 22163, разработанного на основе стандарта ISO 9001 и дополнительных требований, применимых в железнодорожной отрасли, и П СДС ОПЖТ 0.5.0-2022 «Правила сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям ISO/TS 22163 в рамках СДС ОПЖТ».
Правила регламентируют процесс сертификации и требования, которые должны соблюдать компании. В правилах подробно описана методология оценки, позволяющая определить уровень соответствия организации требованиям стандарта, а также дополнительные требования, например, перечень документации, которая должна направляться перед аудитом, сроки ее предоставления, правила расчета продолжительности аудита и многое другое.
Организации, которые осуществляют проектирование, разработку или изготовление, а также техническое обслуживание и ремонт продукции для железнодорожного и рельсового транспорта и его компонентов или элементов инфраструктуры.
Это широкий перечень предприятий, от системных интеграторов и производителей железнодорожной техники до производителей комплектующих изделий первого, второго и третьего уровней.
Данный стандарт распространяется и на городской рельсовый транспорт, т. е. производители трамваев, электричек и метрополитенов и комплектующих к ним также могут сертифицироваться на соответствие требованиям этого стандарта.
Переход сертифицированных предприятий проходит в плановом порядке.
Все аудиты проводятся по графику в согласованные сроки. По результатам успешного аудита, аккредитованный орган по сертификации оформляет сертификат соответствия СДС ОПЖТ.
СДС ОПЖТ обеспечит повышение качества выпускаемой продукции железнодорожной отрасли, снизит риски информационной безопасности предприятий, защитит от непреднамеренного отключения от системы.
Действие системы расширено и распространяется на весь железнодорожный и рельсовый транспорт, сервис и эксплуатацию.
Сохраняется подход к постоянному совершенствованию системы менеджмента через уровни показателей качества, которые присваиваются по результатам оценки с помощью специально адаптированных чек-листа и анализа результативности основных процессов с помощью балльной оценки.
Система соответствия основана на трех столпах: оценка выполнения установленных требований, восприятие потребителем и оценка результативности процессов.
Процедура сертификации основана на едином международном подходе, заложенном в стандарте ISO/IEC 17021 и в правилах сертификации СДС ОПЖТ.
Расчет аудито-дней зависит от нескольких показателей, таких как численность, размер предприятия, количество площадок.
Предприятиям рекомендуется планировать прохождение аудита заранее и учитывать, что информация о функционировании системы менеджмента должна быть доступна минимум за 6 месяцев до начала сертификационного цикла.
Хочу подчеркнуть, что расчет времени, указанный в правилах, является минимальным. Оно может увеличиться, например, если предприятие несвоевременно (менее чем за 30 дней до аудита) предоставило комплект документов для подготовки к аудиту или руководство предприятия хочет получить больше добавленной ценности от процесса аудита.
Сертификационный цикл начинается в последний день сертификационного аудита, который называется «контрольная дата» и составляет три года.
Первоначальная сертификация состоит из анализа готовности и сертификационного аудита, за ними следуют ежегодные надзорные аудиты.
Не позднее 12 месяцев от контрольной даты должен быть успешно окончен первый надзорный аудит, не позднее 24 месяцев – второй надзорный аудит и не позднее 36 месяцев – ресертификационный аудит. Затем начинается новый сертификационный цикл.
Начальник департамента лесной сертификации Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», ведущий аудитор по сертификации цепочки поставок, лесоуправления и контролируемой древесины (FSC CоC/CW, FM), кандидат биологических наук, член государственной экзаменационной комиссии по защите квалификационных работ на лесохозяйственном факультете Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова
Директор отраслевых программ оценки соответствия Русского Регистра, кандидат экономических наук.