Система менеджмента сервисов (СМС) позволит скоординировать процессы управления предоставлением услуг и повысить их эффективность и результативность, в то время как сэкономленные ресурсы могут быть направлены на новые инициативы.
Система менеджмента сервисов (СМС) – это система управления услугами, способствующая поддержанию и постоянному совершенствованию жизненного цикла предоставления услуг клиентам.
Внедрение и сертификация СМС помогут организации определить основные направления для оказания качественных услуг с учетом мнения заинтересованных сторон и создадут выгодные условия для клиентов.
Внедрение и сертификация СМС могут быть полезны внутренним и внешним, коммерческим и некоммерческим поставщикам услуг вне зависимости от численности персонала, количества площадок и местонахождения организации.
В большей степени извлечь выгоду из СМС смогут высокотехнологичные организации (системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет‐провайдеры, разработчики программного обеспечения и многие другие), однако комплексный подход к управлению услугами может быть эффективно применен в любой организации, оказывающей услуги и желающей не только повысить уровень качества их предоставления, но и обеспечить соответствие деятельности по управлению услугами бизнес-потребностям и целям.
Впервые стандарт ISO/IEC 20000-1, разработанный Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC), был опубликован 15 декабря 2005 года и основывался на британском стандарте BS 15000. Британский стандарт устанавливал требования к системе управления с применением подхода серии ISO 9000, но с акцентом на контроль параметров, необходимых для успешного управления IT-услугами. Основой для развития стандартов стала IT Infrastructure Library (Библиотека ITIL) ‒ сборник лучших мировых практик и рекомендаций по эффективному построению IT-процессов.
Серия стандартов ISO/IEC 20000 и ее национальный аналог
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000 предоставляют исчерпывающее руководство практически по каждому аспекту СМС и помогают организациям внедрить стратегию жизненного цикла обслуживания, предоставляя передовую практику управления и поддержания актуальности портфеля услуг:
На основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта специалистами Русского Регистра были подготовлены
ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2021 «Информационные технологии. Менеджмент сервисов. Часть 1. Требования к системе менеджмента сервисов», который заменил предыдущую версию стандарта, и ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-6-2021 «Информационные технологии. Менеджмент сервисов. Часть 6. Требования к органам, осуществляющим аудит и сертификацию систем менеджмента сервисов», который был введен впервые.
Система менеджмента сервисов может быть интегрирована с другими системами менеджмента, например, с системой менеджмента качества, соответствующей требованиям стандартов ISO 9001 / ГОСТ Р ИСО 9001, системой экологического менеджмента (ISO 14001 / ГОСТ Р ИСО 14001), системой менеджмента информационной безопасности (ISO/IEC 27001 / ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001) и другими.
Финансовые и временные затраты на прохождение процедуры сертификации интегрированной системы менеджмента по сравнению с суммарными затратами при проверке нескольких автономных систем менеджмента значительно ниже. Это возможно благодаря снижению количества разрабатываемых документов, исключению дублирования процессов и др.