Внимание!
В настоящее время на территории России и Беларуси введены ограничения на проведение работ по сертификации с международной аккредитацией. Несмотря на это, Русский Регистр в рамках принятых на себя обязательств продолжает выполнять весь комплекс работ по оценке соответствия и ищет новые пути развития для решения задач, стоящих перед нашими клиентами.
Ввиду стремительно меняющихся условий вся информация, размещаемая на официальном сайте, тщательно проверяется и актуализируется только тогда, когда мы убеждены в окончательности принятых решений и верности намеченных действий.
Для получения более подробной информации, пожалуйста, обращайтесь в центральный офис Русского Регистра или наши региональные представительства.
Система менеджмента противодействия взяточничеству
Коррупция в современном мире уже не является локальной проблемой, она превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, а также ставит организации под угрозу уголовного обвинения, штрафов, а тот ущерб, который взяточничество способно нанести репутации предприятий часто недооценивают.
К формам проявления коррупционных отношений обычно относятся:
- взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство, «откаты»);
- воровство и приватизация национальных ресурсов и средств;
- незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификации, хищение; присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребления при использовании государственных фондов, растраты;
- кумовство, фаворитизм;
- продвижение личных интересов, сговор (предоставление преференций отдельным лицам, конфликт интересов);
- принятие подарков для ускорения решения проблем;
- защита и покровительство (лжесвидетельство);
- злоупотребление властью (запугивание или пытки);
- манипуляции регулированием (фальсификация, принятие решений в пользу одной группы или человека) и др.
Только за последние годы в различных регионах мира было принято множество деклараций и конвенций, направленных на противодействие коррупции как мировому явлению. В принимаемых конвенциях закрепляются нормы права международного характера, обязательные для стран, ратифицирующих эти конвенции:
- Конвенция ООН против коррупции (Российская Федерация подписала Конвенцию 9 декабря 2003 г.);
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (в Российской Федерации данный документ вступил в силу 1 февраля 2007 года);
- Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих организациях;
- Резолюция Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» и многие другие.
Внедрение антикоррупционных конвенций в законодательства государств-участников является важной составляющей противодействия коррупции, так как посредством этого достигается одна из главных целей, ради которой такие конвенции заключались: формирование в национальном законодательстве государства-участника соответствующей нормативно-правовой базы, адресованной физическим и юридическим лицам. Действия последних как раз и служат источником коррупции.
Риски, которым коррупция подвергает организации, можно контролировать с помощью системы менеджмента противодействия коррупции.
В октябре 2016 года Международная организация по стандартизации (ISO) опубликовала международный стандарт ISO 37001 «Система менеджмента противодействия коррупции», который тесно связан с ISO 26000, содействует организациям в предупреждении взяточничества, установлении действий при его обнаружении. Этот стандарт основан на британском стандарте BS 10500:2011 и заменяет его.
Стандарт ISO 37001 может быть применен любой организацией независимо от размеров и видов деятельности организации, форм проявления коррупции, с которыми она сталкивается, а также в любой стране, поскольку способствует соответствию деятельности организации передовым международным практикам и соответствующим нормативно-правовым актам в сфере противодействия коррупции во всех странах, где работает организация.
Комплекс мероприятий, описываемых в стандартах системы менеджмента противодействия взяточничеству, в том числе в ISO 37001, включает в себя:
- разработку антикоррупционной политики;
- назначение лица/группы лиц, ответственного (-ых) за внедрение, функционирование и обеспечение соответствия системы менеджмента противодействия взяточничеству;
- анализ коррупционных рисков;
- обучение по вопросам антикоррупционной деятельности;
- проверку партнеров и проектов;
- меры, позволяющие привлечь внимание к фактам взяточничества и коррупции;
- процедуры по расследованию фактов взяточничества и дисциплинарная ответственность при их выявлении;
- внутренние аудиты;
- анализ и улучшение системы менеджмента антикоррупционными мероприятиями.
Преимущества внедрения стандартов
- Включение в стандарт лучшего международного антикоррупционного опыта, применение организациями одинаковых подходов к предупреждению и обнаружению взяточничества, независимо от страны, в которой они функционируют.
- Демонстрация инвесторам, топ-менеджменту, собственникам, заказчикам проектов, сотрудникам, потребителям и другим заинтересованным лицам того, что организация предприняла необходимые шаги для противодействия взяточничеству со стороны организации, ее посредников или в отношении организации.
- Уверенность в эффективности механизмов контроля в организации (в том числе финансового контроля, контроля над закупочной деятельностью, контроля над активами организации), позволяющих своевременно выявлять и минимизировать риски несоблюдения нормативно-правовых требований в отношении взяточничества.
- Удовлетворение требованиям иностранного законодательства (FCPA, DOJ, SEC, SFO).
- Повышение уровня экспертизы проектов и деловых партнеров.
- Расследование и оценка возможных или уже существующих коррупционных случаев.
- Повышение уровня прозрачности бизнес-процессов.
- Снижение риска нарушения законодательства и наложения штрафных санкций.
- Повышение уровня корпоративной культуры и деловой этики.
Почему Русский Регистр?
Обратившись в Русский Регистр, организация имеет возможность получить:
- сертификат соответствия, демонстрирующий соответствие требованиям стандарта ISO 37001;
- возможность комплексной оценки системы корпоративного управления и социальной ответственности организации;
- возможность пройти сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2 и более стандартов;
- возможность сократить стоимость услуги за счет привлечения квалифицированных русскоязычных аудиторов и многое другое.